Тарифы на электроэнергию

tarify-na-elektroenergiyuВопросы тарификации электроэнергии и роли тарифов в экономике государства обсуждаются во всем мире. В большинстве стран с рыночной экономикой этот вопрос решается в направлении государственного регулирования или создания вертикальной интегрированности энергокомпаний (ВИК) и внедрения ресурсосберегающих технологий на всех уровнях. В России же, с момента образования в нынешних границах, тема тарифов на электроэнергию находится под контролем и управлением энергетических компаний. Повышение тарифов на электроэнергию под различными предлогами, которые обосновывают сами компании — результат их деятельности.

Тарифы на электроэнергию по регионам на 2014 год

{source}

{/source}

Астраханская область
Псковская область
Волгоградская область
Ростовская область
Вологодская область
Рязанская область
Воронежская область
Самарская область
Иркутская область
Саратовская область
Калининградская область
Свердловская область
Калужская область
Тамбовская область
Кемеровская область
Томская область
Мордовия Республика
Мурманская область
Тульская область
Татарстан Республика
Нижегородская область
Тюменская область
Краснодарский край
Новгородская область
Ульяновская область
Красноярский край
Новосибирская область
Челябинская область
Приморский край
Омская область
Республика Башкортостан
Ставропольский край
Оренбургская область
 
Архангельская область
Пермский край
 

Электроэнергия: товар или услуга

Не смотря на то, что электроэнергия используется промышленностью и населением более сотни лет, нет однозначного определения понятия — тариф на электроэнергию.  Если принять за основу, что тариф — это стоимость единицы мощности (кВт или В*А), выраженная в том или ином денежном эквиваленте, и эта единица мощности является товаром, то возникает два вопроса.

Является ли единица электрической мощности товаром?

Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Товар – это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому.» В контексте этого определения (товар — вещь) торговать можно только материальным носителем признаков этой вещи. В нашем случае, это электромагнитное поле, которое не обладает массовой или объемной характеристикой, в отличии от угля, нефти или газа, которые обладают и массой, и объемом, и общей характеристикой — теплотворной способностью. Тем не менее, электроэнергия включена в общее понятие «энергетические ресурсы» наравне с другими энергоносителями, которые можно складировать, перевозить или отчуждать.

Кроме этого, определение электроэнергии в качестве товара противоречит содержанию раздела «Рынок товаров, работ и услуг», в котором под обращением товаров понимается свободный, реальный и  без значительных затрат доступ к рынку этих товаров. При наличии существующих энергосетей, их собственников и невозможности выбора поставщика (товара) говорить об электроэнергии, как о товаре, и тем более, о тарифе, как мере реальной стоимости, не имеет смысла.

Являются ли Потребитель и Поставщик равноправными игроками на рынке электроэнергетики?

Вопрос почти риторический. Более того, энергетические компании стараются переложить затраты на создание, развитие и эксплуатацию энергосетей на потребителя. В нашей стране это идет по направлению манипуляции понятиями.

Качество электроснабжения

По существующим стандартам в понятие показателя качества электроэнергии (ПКЭ) входит количественное отклонение от идеального положения синусоид трехфазного переменного тока, т.н. значение «косинуса фи». Величина этого коэффициента (реактивная составляющая) имеет значение для промышленности и самих генерирующих систем, но оплачивать её «предложено» населению (см. Приказ Минпромэнерго № 49 от 22.02.2007 г.).

Надежность электроснабжения

Надежность электроснабжения определяется на основании количества возможных подключений независимых источников. Для 1 и 2-ой категорий это не меньше двух подключаемых источников, а для 3-ей категории предусмотрены сроки ликвидации аварии (не более 72 часов в год и не более 24 часов на аварию). При этом, в случае нанесения ущерба потребителю из-за отключения электроэнергии, предъявить претензию некому, т.к. установить и доказать виновность сети снабжающих или генерирующих компаний невозможно. Разве только, в случае откровенной халатности компании или наличии какого-то конкретного виновника, и только по суду. В отношении промышленных предприятий — энергокомпания возмещает за недопоставленную энергию (при отключении) в семикратном размере (?), что не соизмеримо с возможными потерями.

Вся деятельность энергоснабжающих компаний по подключению потребителя сводится к определению категории электроснабжения и назначению стоимости подключения, в которую входит стоимость проектирования, монтажных работ, материалы и «плановая» прибыль.

И в заключение. В последней редакции закона  о реформах в электроэнергетике (ФЗ № 250 от 04.11.2007 г.) Потребители не отнесены к «субъектам электроэнергетики», т.е. не являются объектом правового регулирования в рыночных отношениях.

У них — услуга

О том, что система энергоснабжения — это сфера услуг, которая обслуживает систему распределения общенациональной значимости в интересах всех граждан, поняли развитые страны, когда столкнулись с результатами разукрупнения и приватизации генерирующих и распределяющих компаний, как в ЕС, так и в Северной Америке. Разбитые на более мелкие структуры государственные и частные компании (с признаками монополий) не сформировали конкурентноспособного рынка и, не имея стимулов и средств для развития, стали «проживать» имеющиеся ресурсы. Это выразилось в «оптимизации» затрат и, в итоге, привело к сокращению энергетических резервов с 25-35% мощности генерации в 1985 году до 3-7% в 2003. Целая цепь аварий: 14.08.03 в США и Канаде, 23.08.03 в Финляндии (Хельсинки), 28.08.03 в Англии (Лондон), 23.09.03 в Швеции и Дании, 28.09.03 в Италии и Швейцарии и аварии в Европе в 2006 году, которые «обесточили» десятки миллионов людей — это серьезный повод для размышлений. Энергетическая Комиссия ЕС приняла Директиву (ЕС СОМ 2003/740 от 10.12.03), которая ограничила либеральность рыночных отношений в области электроэнергетики.
Тарифы на электроэнергию в России

Проблема тарификации электроэнергии стала актуальной в России сразу после приватизации генерирующих и распределяющих мощностей. До этого стоимость электроэнергии для предприятия являлась стоимостным выражением доли электроэнергии в производимом продукте, а для населения — инструментом учета потребляемой электроэнергии, т.к. доля электроэнергии в оплате услуг ЖКХ составляла менее 5-7%.

Суть проблемы заключается в том, что для промышленного предприятия, работавшего  в составе, еще советской, Единой энергетической системы (ЕЭС), не имели значения уровни затрат на производство электроэнергии, которые существенно различаются для гидро- и тепловых электростанций или для ТЭС на угле и газе. Но, во многом искусственное и не связанное технической или технологической логикой, разделение ЕЭС на отдельные части создало условия, при которых предприятия оказались привязанными к региональным генерирующим и распределяющим компаниям, которые сами определяли стоимость своих услуг. Ответом государства было создание Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК России, Указ Президента № 1194 от 29 ноября 1995 г.), которая преобразована в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) на основании Указа Президента РФ № 314 от 9.03.2004 года. Но это слабая попытка получить контроль над отраслью, которая является стратегической, но перестала быть управляемой.

Однотарифная система оплаты

Чехарда с тарифами началась с момента приватизации объектов энергетики  и либерализации цен. В Союзе предприятия платили более высокую цену за электроэнергию, но это было перекладыванием из одного общего кармана в другой, т.к. предприятия переносили стоимость электроэнергии на продукцию или товары, которые покупало население.

Пример расчета по одноставочному тарифу (все цифры, здесь и далее, произвольные и служат для наглядности):
Предприятие с мощностью оборудования 100 кВ*А и коэффициентом сменности Ксм = 1,8 потребило 100*(8*22,6)*1,8 = 32544 кВт*ч. Умножив на тариф (Тэ) получаем затраты на электроэнергию. Всё просто.

Ситуация изменилась, когда цены стали устанавливать новые владельцы электроэнергии и на рынке появились импортные товары. Промышленность не смогла конкурировать с импортом из-за высокой энергоемкости продукции и роста цен на саму электроэнергию. В итоге, промышленность потребовала вмешательства государства и появилась новая система тарификации для юридических лиц.

Двухставочный тариф на электроэнергию

ФЭК России установила систему тарификации, в которой был достигнут некоторый «паритет» интересов промышленности и энергетиков. За основу приняты две ставки, по которым рассчитывалась плата за электроэнергию.

  • Стоимость киловольт-ампера паспортной мощности оборудования предприятия в зависимости от группы предоставляемой энергии и региона, которая получила название — ставка за лимит (Сл).
  • Стоимость киловатт-часа для промышленного предприятия (юридического лица) в данном регионе (Тп) или промышленный тариф.

Новая формула получила вид (исходные данные те же): Затраты эл. = 100*Сл+32544*Тп.

Предполагалось, что плата за лимит (100*Сл) будет стимулировать производственников снижать энергоемкость за счет внедрения в производство современного оборудования, а более низкий, в сравнении с тарифом для населения, промышленный тариф будет стимулировать повышение загрузки оборудования. По факту произошло банальное, но завуалированное под научно обоснованное, повышение платы за электроэнергию, т.к. ставка за лимит и промышленный тариф никак не увязывался с реалиями промышленности, а числовые значения устанавливала региональная энергетическая комиссия (РЭК) на основании предложений (расчетов) энергетиков.

В итоге, двухставочный тариф на электроэнергию не дает развиваться крупной промышленности и удушает малый и средний бизнес, т.к., с одной стороны, устанавливает фиксированную плату вне зависимости от фактического потребления, а с другой, предусматривает санкции за подключение дополнительного оборудования.

Нечто подобное происходит и с тарифами для населения.

Тарифы электроэнергии день — ночь

{source}

{/source}

Появление двухтарифных счетчиков решало несколько задач, среди которых интересы Потребителя находятся далеко от начала. Возникновению проблем у энергетиков послужило появление у населения электроприборов очень большой (более 800 Вт) и очень маленькой мощности (менее 10 Вт). Первые (электрочайник, микроволновка и пр.) создавали большую пиковую нагрузку на энергосистему в определенные часы, а вторые (приборы в режиме “stand-by”) не подпадали под учет электромеханических счетчиков, а это, по подсчетам англичан, около 8% потребляемой населением электроэнергии. По большому счету, обе проблемы — это проблемы энергетиков, т.к. переключения происходят со скоростью 300 тыс. км/сек и разрывы в Единой ЭнергоСети на совести владельцев, а в точности приборов учета заинтересованы только энергетики. Реальную пользу получили:

  • производители приборов учета, торговля и установщики, т.к. это порядка 70 млн. приборов, обязательных к установке;
  • потребители большого количества электроэнергии (частные домовладельцы), которые перевели нагревательные приборы (котел, нагрев полов, автоматическая стиральная машина и др.) на ночной режим работы.

Для остального населения доход от установки приборов под тарифы электроэнергии «день-ночь» появляется после 4-6 лет эксплуатации.

Социальный тариф на электроэнергию

После того как, стало понятно, что введение двухтарифного счетчика на всей территории России не оставляет энергетическим компаниям возможности регулировать тарифы в нужном направлении, была выдвинута идея социализации тарифов. В основе лежит идея о том, что Потребитель с большими потребностями в электроэнергии должен платить больше. Причем, в нормативных документах, на основании которых проводится эксперимент с населением, нет ни четкой методики определения количественного содержания социальной нормы (в киловаттах), ни нормативно-правового обоснования (см Социальный норматив на электроэнергию). Но уже сейчас понятно, что социальный тариф на электроэнергию коснется большего числа людей, нежели заявлено организаторами эксперимента.

Сельский тариф на электроэнергию

Говорить о том, что сельский тариф на электроэнергию учитывает особенности проживания в сельской и приравненной к ней местности не приходится. В лучшем случае, этот тариф приравнен к городскому тарифу в разряде — энергообеспечение с предустановленной электроплитой. На практике, энергоснабжающие компании стараются перевести сельских жителей в статус коллективных пользователей (на стадии заключения договора) с образованием юридического лица, ответственного за эксплуатацию энергосетей в границах села или садового товарищества. Это маневр позволяет им снять со своего баланса распределяющее и трансформаторное оборудование, которое становится собственностью сельского поселения или садового товарищества, т.е. потери на понижающем трансформаторе, расходы по обслуживанию оборудованию или его замена оплачиваются за счет поселения. Аналогичные действия (изменение статуса Потребителя) предпринимаются в отношении личных хозяйств, которые имеют юридический статус в виде ИП или фермерского хозяйства.

Льготный тариф на электроэнергию

В действующей системе тарифов нет понятия льготный тариф на электроэнергию в отношении группы производителей какой-либо продукции или социальной группы. Применение понятия льготный к ночному тарифу не является оправданным, т.к. ночной тариф на электроэнергию — это средство оптимизации нагрузки сетей поставщика электроэнергии.

Повышение тарифов на электроэнергию

Тарифная политика в электроэнергетике является мощным инструментом регулирования в вопросах приоритетных направлений развития государства. Западные государства широко применяют льготные тарифы или компенсации для предприятий, которые выпускают высокотехнологичное или энергосберегающее оборудование и товары. Государственные программы Англии, Испании, Германии активно продвигают альтернативную энергетику на уровень рядового потребителя. Темпы повышения тарифов на электроэнергию редко превышают темпы инфляции и всегда требуют экономического обоснования.

В России ситуация несколько иная. За годы «рыночной» эксплуатации генерирующих и распределительных мощностей не производилось обновления основных фондов компаний. И не исключается, что в результате «оптимизации» существующие фонды не находятся в надлежащем состоянии (авария на Саяно-Шушенской ГЭС).

По расчетам самих компаний им необходимо увеличить тарифы на 40% в течение 2-3 лет для финансирования работ по модернизации оборудования. Не доверять расчетам, в части их необходимости и объемов, нет оснований. Но это значит, что населению будет предложено профинансировать «отставшую» отрасль экономики. И не факт, что нынешнее ограничение на повышение тарифов на электроэнергию на уровне инфляции будет поддерживаться в будущем.