Вы можете создавать деривативы

Например, вы кладете 100 долларов на депозитный счет в банке. Банк берет ваши деньги и создает дериватив, обещая через год заплатить вам 3 процента от внесенной суммы. Затем, в соответствии с банковскими правилами, он посредством частичного банковского резервирования выдает из ваших денег кредит другим лицам, причем не один раз, а несколько и под значительно более высокий процент — скажем, 10 раз по 10 процентов. Таким образом, банк выплачивает вам 3 доллара с ваших ста, а сам выдает кредиты на тысячу долларов (100 X 10) под 10 процентов. В данном случае он зарабатывает 100 долларов с тысячи, а вам отдаст только три. И такое происходит в реальной жизни каждый день и каждый час.

Нынешний финансовый кризис приобрел такой размах отчасти и потому, что в 2004 году Комиссия по ценным бумагам и биржам разрешила пяти крупнейшим инвестиционным банкам повысить норму частичного резервирования с десяти до сорока. Иными словами, если вы положили на свой счет 100 долларов, то крупнейшие банки имеют право выдать кредит на 4 тысячи, а сотни других банков, получив этот кредит, в свою очередь, умножают его еще на десять. Все эти деньги надо было куда-то девать, и вскоре ипотечные брокеры начали искать клиентов, от которых только требовалось поставить свою подпись под договором. Субстандартные ипотечные кредиты получили чрезвычайно широкое распространение, а затем эта система рухнула и потянула за собой на дно всю экономику. Проблемой в данном случае были не деривативы как таковые, а алчность руководителей банков и правительства. Я хочу привести еще одну цитату из «Дао Уоррена Баффета»: «Если скрестить невежество с заемными средствами, то последствия могут оказаться очень интересными».

Вы можете создавать деривативы

Каждый из нас способен создать простой дериватив. Мы можем добывать деньги из воздуха силой мысли. Мы можем печатать собственные деньги. Другими словами, они могут быть деривативом финансовых знаний. Именно поэтому такую важность приобретает финансовое образование, и именно поэтому ему не уделяется внимание в школах. Заговорщики не хотят, чтобы мы с вами принимали участие в их игре!