Ценообразование в стоимости электроэнергии для юридических лиц

Ценообразование в вопросах электроэнергетики на начало 2014 года знаменуется логическим завершением нескольких процессов, взаимосвязанных и немного раздвинутых по времени, но которые определили стоимость электроэнергии в регионах и в целом по Российской Федерации. Важность и силу  их воздействия друг на друга и на стоимость киловатта электроэнергии в 2014 году оценить достаточно сложно, но они привели к тому, что имеем.

Политика энергетиков

{source}
<script async src=»//pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js»></script>
<!— ЭнергоСток-материал-стоимость-электроэнергии-ссылки-верх —>
<ins class=»adsbygoogle»
     style=»display:block»
     data-ad-client=»ca-pub-5027301319016295″
     data-ad-slot=»5386787162″
     data-ad-format=»link»></ins>
<script>
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
</script>
{/source}

Энергетические компании под предводительством РАО ЕЭС предприняли ряд действий, направленных на поддержание отрасли, но с упором на минимальный  экономический ущерб для самих компаний. Спектр направленности действий достаточно широк: от технических мероприятий до вмешательства в социальную сферу внутренней политики государства.

Модернизация энергетики

К концу 2012 года стала очевидной низкая эффективность распределяющих сетей и оборудования. По самым оптимистичным оценкам потери в сетях составляют 12…14% (ЕС — 5…8%), компенсировать которые приходится потребителям всех уровней. Энергетики разработали программу модернизации энергосетей на 7 лет, для чего попробовали утвердить график роста тарифов, компенсирующих затраты на модернизацию. График модернизации предусматривал ежегодный рост стоимости электроэнергии в среднем 25% в год (40 и 35% в первые два года). Это при том, что темпы роста стоимости электроэнергии (индекс роста цен с 1991 года) опережает индексы цен на:

  • промышленную продукцию в два раза;
  • потребительские товары в четыре раза;
  • сельхозпродукцию в семь раз.

В это же время Счетная Палата (СП) закончила аудиторскую проверку деятельности сетевых и генерирующих компаний. В резюмирующей части отмечены:

  • Рост тарифов за период 2009…2012 годы в 1,6…3,1 раза (по регионам) при снижении общего уровня потребления (рис. 1.1. Источник 2).
  • Отсутствие критериев оценки эффективности инвестиций, часть которых входит в структуру тарифа на электроэнергию.
  • Отсутствие эффективной системы контроля обоснованности затрат, что приводит к созданию «дочерних» предприятий-прокладок.

Реальная модернизация оборудования и сетей проходит с отклонением от собственного графика 2013 года (стр. 27. Источник 2).

Отклонение в модернизации сетей

Перекрестное финансирование

Проблема перекрестного финансирования возникла как результат компромисса между ростом тарифов на электроэнергию по «рыночной» инициативе энергетиков и обязательств правительства по социальной защищенности населения. На практике это вылилось в рост тарифа для юридических лиц (производства) и регулировании роста тарифов для населения (не более инфляционного индекса плюс 1%). Растущие тарифы для промышленности легли дополнительным бременем на себестоимость продукции, которая, в конечном итоге, реализуется населению в той или иной форме.

Решением проблемы, по мнению энергетиков, должно было стать повышение стоимости электроэнергии, использованной свыше определенного уровня. Принятие условий этого проекта в масштабах всей страны позволило бы энергетикам, не повышая стоимости «социальной» нормы и не задевая промышленность, получить «привычную» прибыль. В 2013 году 12 регионов участвовали в проекте «Социальный норматив на электроэнергию». По результатам пилотного проекта было признано, что нормативы не соответствуют реалиям потребления и дословно: «Премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал обращение «Единой России» не вводить с 1 июля 2014 года социальную норму потребления электроэнергии во всех регионах».

Перекрестное финансирование продолжается, но с регулируемым ростом стоимости киловатта для населения и нормативным — для промышленности. Для обеспечения приемлемого нормативного роста; стоимости киловатт-часа в промышленности энергетиками были предприняты активные действия в области законодательства и нормотворчества.

Законодательство в области энергетики

{source}
<script async src=»//pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js»></script>
<!— ЭнергоСток-материал-стоимость-электроэнергии-ссылки-середина —>
<ins class=»adsbygoogle»
     style=»display:block»
     data-ad-client=»ca-pub-5027301319016295″
     data-ad-slot=»2433320767″
     data-ad-format=»link»></ins>
<script>
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
</script>
{/source}

В области законодательной инициативы энергетики проявили удивительную активность. И не меньшее удивление вызывает скорость их утверждения в правительстве. Постановление Правительства № 1178 от 29.12.2011 года «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «отпустившее» все вопросы по розничному ценообразованию, претерпело 21 изменение, из них по годам: 7 в 2012 году, 11 — 2013 и 3 по состоянию на 07.03.2014. Пик активности приходится на середину-конец 2013 года, когда стало ясно, что программа «социального электричества» провалилась.

Изменениями законодательно закреплены:

  • Определение цены на основании «равновесной» стоимости электроэнергии, сформированной по принципу «зонального оптового рынка» и стоимости электроэнергии «замыкающего звена» (последней мили). При этом статус Гарантирующего поставщика не исключает создания «дочерних» предприятий, действующих вне зоны обслуживания поставщика, что позволяет искажать реальную стоимость требуемой (заявочной) электроэнергии. Заявки «дочерних» энергосбытовых предприятий формируют «равновесную» цену.
  • В стоимость электроэнергии включается часть инвестиций энергетической компании на основании метода доходности инвестированного капитала. Но это происходит при отсутствии достоверной информации (согласно отчета СП) о целях инвестирования и ходе реализации инвестиционных проектов.
  • Промышленные предприятия с  мощностью оборудования более 670 кВт не могут сменить ценовую категорию без установки приборов почасового учета, что очень накладно для предприятий среднего и малого бизнеса, а методика расчета по посуточной тарификации предусматривает включение в стоимость резервной мощности по ценам Гарантирующего поставщика.
  • Предприятиям, имеющим собственные генерирующие мощности (химические и металлургические производства, предприятия газо и нефтехимии), запрещено продавать излишки электроэнергии на оптовом рынке, т.к. они не являются Гарантирующим поставщиком. В тоже время, они вынуждены оплачивать «резервную» мощность, на основании заявленной мощности своего оборудования, плюс услуги генерирующих и распределяющих компаний по их ценам.

Программа создания конкурентного рынка электроэнергии на основании структуры Единой Энергетической Системы СССР путем разукрупнения энергетических кластеров привела к значительным перекосам.

Некоторые из них (в сравнении с 1991 годом):

  • Численность работников в электроэнергетике возросла в три раза, при том, что объем потребляемой (проданной) электроэнергии соответствует уровню 1991 года (таблица 2. Источник 1).
  • Количество предприятий прямого (структурного) подчинения увеличилось в 1,7 раза.
  • Возраст технологического оборудования вырос с 23,5 до 32,7 лет.

Графические материалы

Динамика изменения потребления электроэнергии

Параметры электроэнергетики в России

Выводы

Сложившееся положение не дает оснований для оптимизма, в части снижения стоимости 1 квт электроэнергии для предприятий,  ни в 2014 году, ни в ближайшем будущем. Более того, специалисты ожидают подъем цен на электроэнергию с июля месяца, который обусловлен сезонными колебаниями, порядком применения к ценам повышающего планового коэффициента и некоторым ростом производства в отдельных отраслях промышленности, а по принятому в России правилу — достигнутая цена никогда не снижается.