Социальный норматив на электроэнергию: для кого и зачем?

Социальные нормы на электроэнергиюНорматив потребления электроэнергии, используемый в странах мира, решает различные задачи в зависимости от целей государства. Именно государства, т.к. производитель энергии не заинтересован в любом ограничении потребления. Ценовое разделение по времени потребления (время года или суток) обслуживает вполне конкретную цель производства — равномерность потребления, которая обеспечивает отсутствие перегрузок сетей или излишнего производства.

Говорить о том, что социальная норма на электричество имеет социальную направленность, можно только в том случае, когда средства за ее превышение изымаются в доход государства.

Норматив на электроэнергию в мировой практике

{source}
<script async src=»//pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js»></script>
<!— ЭнергоСток-материал-социальный-норматив-ссылки-верх —>
<ins class=»adsbygoogle»
     style=»display:block»
     data-ad-client=»ca-pub-5027301319016295″
     data-ad-slot=»8061051963″
     data-ad-format=»link»></ins>
<script>
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
</script>
{/source}

Нет ничего странного в том, что в подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой не существует понятия «Социальный норматив на электроэнергию». Регулирование, в том числе и социальной направленности, на уровне государства осуществляется по следующим направлениям:

  • Создание условий для конкуренции (антимонопольное законодательство, возможность выбора поставщика).
  • Запрещение или ограничение системы «перекрестного финансирования», когда затраты одной организационно-структурной группы (производителей) перекладываются на плечи другой (потребителей) и наоборот.
  • Социальные выплаты ведутся в денежном выражении в рамках единой системы учета потребления энергетических ресурсов.
  • Система налогообложения (прогрессивная шкала, уровень доходности).

Кроме этого, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) усмотрел в социализации норматива на электроэнергию нарушение прав человека, т.к. ни частные лица, ни государство не вправе создавать условия для ограничения не противозаконного потребления.

Норматив на потребление во всём цивилизованном мире отражает уровень энергетической мощности государства. Средства за его превышение не становятся «добычей» энергетической компании, а направляются на развитие альтернативной энергетики в рамках государственной программы, что приводит к развитию генерирующих мощностей на основе ВИЭ  (Испания, ОАЭ — солнечные батареи 17,7-23%; Португалия, Норвегия — ветрогенераторы 18,7%; Исландия — геотермальные источники 25%).

По данным Института проблем естественных монополий бытовое потребление электроэнергии составляет (кВт*час/в год): Россия (935); Германия(1730); Великобритания (1878); Франция (2486); Финляндия (4261). В странах с развитой экономикой потребление электроэнергии на человека снижается на 3-4,5% в год за счет энергосберегающей бытовой техники и прочих энергосберегающих технологий.

Социальная норма потребления электроэнергии: 2013, Россия

{source}
<script async src=»//pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js»></script>
<!— ЭнергоСток-материал-социальный-норматив-ссылки-середина —>
<ins class=»adsbygoogle»
     style=»display:block»
     data-ad-client=»ca-pub-5027301319016295″
     data-ad-slot=»4967984767″
     data-ad-format=»link»></ins>
<script>
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
</script>
{/source}

Постановление Правительства № 614 от 22.07.2013 «О порядке установления и применения социальной нормы…» широко обсуждается в различных кругах. Оценка действий правительства далеко не однозначна.

Как было

В законодательных архивах СССР не удалось найти намека на словосочетание «социальная норма на электричество». Ближайший по смыслу норматив относится к  документу: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 января 1927 года «О НОРМАХ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕСТНЫМИ СОВЕТАМИ ЧАСТЯМ, УЧРЕЖДЕНИЯМ И ЗАВЕДЕНИЯМ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ».

Постановление СНК СССР от 10 декабря 1934 г. № 2692 «Положение о взаимоотношениях электрических станций и энергетических систем с потребителями электрической и тепловой энергии» регулирует, в частности:

  • Ст. 11 — «Правила и способы исчисления себестоимости энергии…».
  • Ст. 12(а) закрепляет право на разработку тарифов для населения за городскими Советами Народных Депутатов с последующим утверждением в исполкомах по принадлежности (область, край, республика).
  • Ст. 13 — » Тарифные ставки на энергию устанавливаются дифференцированно…».
  • Ст. 15,16 — » Размер прибыли от реализации энергии устанавливается…».

Отменено Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1049.

Как стало

Понятие «соц. норма потребления электроэнергии» появилось в России на рубеже 21-века (ПП № 1444 от 07.12.1998 г.; ПП № 418 от 30.05.2000 г.). Интересная деталь: в это время со стороны Президента началась работа по пересмотру «Соглашения о разделе продукции» (1996-1999 г.), которое было отменено в 2004 году. Связь компаний, добывающих углеводороды, и энергетических компаний доказывать не надо. Лукойл напрямую владеет 12,7% акций РАО «ЕЭС России», Газпром имеет управляющий пакет акций практически во всех энергетических компаниях и т.д.

Принятие этих законов не имело широкого общественного резонанса, т.к. они предусматривали механизм компенсации государством затрат для льготных категорий населения (пенсионеры, малоимущие и пр.).

Кроме этого, законом № 418 в приложении был установлен минимальный тариф, превышение которого должно быть обосновано энергетической компанией в энергетической комиссии региона. Например:

  • Владимирская область — 43;
  • Красноярский край — 18;
  • Орловская область — 30;
  • Сахалин — 73 коп. за 1 кВтч.

В настоящее время, по мнению экспертов, отсутствует нормативно-правовая база для определения социальной нормы потребления электроэнергии.

  • Не установлен порядок формирования и утверждения тарифов. Данные о структуре себестоимости электроэнергии в зависимости от региона, типа генерирующих мощностей и затратах распределительных сетей являются коммерческой тайной.
  • Отсутствует утвержденная методика определения нормы потребления электроэнергии по разным критериям: категории населения, климатическая зона, численно-качественный состав семьи и др. Изменения и дополнения к разделу 2 РД 34.20.185-94, которые утверждены приказом МинТопЭнерго № 213 от 29.06.1999 г. и ориентированные на технические параметры различных типов жилищ, не устраивают энергетиков.
  • Отсутствует правовая основа проведения «пилотных» проектов. Нет правовых актов о проведении экспериментов с участием широких слоев населения, кроме Статьи 21 п.2 Конституции РФ.
  • ПП № 614 от 22.07.2013 «О порядке установления и применения социальной нормы…» не предусматривает критериев выбора территории для эксперимента, форму подтверждения согласия населения на его проведение и не имеет механизма досрочного его прекращения.
  • В определяющей части ПП № 614 (приложение) отсутствует юридическое определение понятия «Социальная норма потребления электроэнергии«.

В итоге

Из заявленных первоначально 16 территорий в эксперименте принимают участие 12. Соцнорма потребления электроэнергии 2013 установлена в пределах:

  • Владимирская область — 50 кВтч;
  • Красноярский край — 75 кВтч;
  • Орловская область — в 200 кВтч в месяц.

В то время как, по результатам исследования по заказу РАО «ЕЭС России» в период 2005-2006 гг. в 30-ти регионах РФ — среднемесячный объем потребления электроэнергии домохозяйством на 1 человека составлял во Владимирской области 101 кВтч, а в Магаданской — 291 кВтч.

Социальная норма потребления электроэнергии, в том виде, как она представлена сейчас, вызывает больше вопросов резонансного характера, чем дает ответов или решений.