Видите, как легко решать, когда решения за вас принимает кто-то другой?!
То же самое можно сказать и по поводу упомянутых «групп содействия». Они не принимали решение за вас — они позволяли вам увидеть проблему в другом свете, так, как вы могли бы ее не увидеть.
Что такое «группа содействия»? Одно из определений было дано в журнале «Forbs». «Шесть человек, которые едят пиццу, — это компания. Шесть человек, рассуждающих, как надо есть пиццу, — это „группа содействия“».
По сути это определение совершенно правильное. Итак, как же собрать этих людей за один стол, чтобы обсудить с ними проблемы вашего бизнеса?
Начинать надо с ваших покупателей. Вот пример программы из 10 этапов.
1. Пригласите покупателей и расскажите им, как работают подобные группы, что входит в их задачу. Пригласите их через отраслевой журнал или вестник, или вложив в пакет с покупкой приглашение, или, как сделали в одном крупном вашингтонском супермаркете, через огромное, на всю страницу объявление в газете.
2. Получите основную информацию. Имена, фамилии, адреса, телефоны, возраст.
3. Ограничьте количество членов. Их должно быть от 10 до 15. Проверьте, чтобы среди них были представлены все возрастные, рассовые, религиозные и т. п. категории ваших покупателей.
4. Сообщите им заранее повестку дня. Повестка дня не должна ограничивать темы выступлений, а быть своего рода отправной точкой.
5. Начните с того, кто они, где работают, как давно являются вашими покупателями.
6. Пригласите специального ведущего. Не стоит вести такие собрания самому, чтобы избежать эмоций. В любом из местных учебных заведений вам смогут рекомендовать преподавателя по вопросам бизнеса.
7. Пусть на этих встречах присутствует несколько ваших сотрудников немного, по несколько человек каждый раз. Их задачей будет не извиняться и не оправдываться, почему не сделано то-то, а — просто слушать.
8. Не затягивайте подобные встречи надолго. Два часа — оптимальное время, потом люди устают и начинают повторяться.
9. Записывайте все высказывания на пленку, иначе вам придется потом мучительно вспоминать: «А что они говорили о…?» и расспрашивать сотрудников: «Кто помнит, что мы решили относительно…»