При сравнении физически крепкого молодого человека, который с трудом мог отработать полный рабочий день в офисе, и моложавого восьмидесятилетнего старика, который был энергичнее всех нас, наблюдается странный парадокс. Очевидно, разница заключается в их отношении к работе. По моему опыту, чем больше человеку нравится его работа, тем с большей энергией он ее выполняет. Более того, мы обычно работаем эффективнее, если получаем удовольствие от работы.
Недавно у меня состоялась такая беседа с одной школьницей:
– Как у тебя дела в школе?
– Да вроде нормально.
– А как успехи по истории? – спросила я, желая быть немного конкретнее.
– Ужасно. Это так скучно! Я все время засыпаю на уроках.
– А английский язык?
– То же самое. У меня ничего не получается, и тоже все время клонит в сон на уроке. У нас ужасный учитель.
– А естествознание?
– О! – ее лицо просияло и глаза загорелись. – У меня по естествознанию одни пятерки. Мне оно так нравится, особенно когда мы проводим опыты. Когда я вырасту, я хочу стать ученым-естествоиспытателем. Я не могу дождаться, когда мы поедем на практику.
Мне не нужно было спрашивать, по каким предметам у нее плохая успеваемость, а по каким – отличные оценки. Взаимосвязь между хорошими отметками и отношением к предмету была очевидна. Когда людей спрашивают об их работе, точно так же проявляется их положительное или отрицательное отношение, которое напрямую связано с эффективностью их работы. Например:
– У меня возникают проблемы при общении с новыми потенциальными покупателями, – говорит продавец.
– В чем же, по-вашему, сложность? – спрашиваю я.