Для изготовления арматуры применяют стальные стержни диаметром 6-90 мм, проволоку диаметром 2,5-8 мм и проволочные пряди.
Примером железобетонной конструкции может служить балка, снабженная в нижней зоне для восприятия растягивающих усилий стержнями так называемой рабочей арматуры — круглой (гладкой), диаметром 12-28 мм (класса А-I) или периодического профиля с поверхностью, на которой имеются выступы, расположенные через определенные промежутки (классов А-II, A-III, А-IV) .
Отдельные стержни рабочей арматуры вблизи опор бывают отогнуты для восприятия косых растягивающих усилий, которые частично воспринимаются и хомутами диаметром 5-8 мм.
Монтажная арматура диаметром 10-12 мм служит для прикрепления верхних концов хомутов. Стержни в местах взаимного пересечения сваривают электросваркой или перевязывают мягкой проволокой. При отсутствии арматуры в балке появляются деформации прогиба и трещины на нижней поверхности балки из-за плохой работы бетона на растяжение, даже при относительно небольших растягивающих усилиях; при дальнейшем повышении нагрузки балка полностью разрушается.
Такие каркасы обеспечивают хорошее сцепление арматуры с бетоном, освобождают от применения на концах арматуры крюков, увеличивают трещиноустойчивость железобетона и больше отвечают индустриализации строительства.
Железобетон является прочным, долговечным несгораемым материалом; применяют его для возведения каркасов зданий, перекрытий, покрытий и других несущих конструкций зданий и инженерных сооружений.
Железобетон впервые начали применять во второй половине XIX в.
Со временем железобетон стал основным материалом в сборном строительстве капитальных зданий и других сооружений.
За последнее десятилетие широкое применение в строительстве получили предварительно напряженные железобетонные конструкции.
Главные преимущества их перед обычным железобетоном заключаются в следующем: бетон с предварительно напряженной арматурой значительно лучше сопротивляется образованию трещин в зонах растяжения конструкции; рациональнее, используются свойства высокопрочных сталей и бетона (с уменьшением веса конструкций до 30%); более широко можно применять конструкции больших пролетов.
Предварительное сжатие бетона достигается бетонированием конструкции после натяжения арматуры в пределах упругости с удалением средств натяжения после достижения бетоном достаточной прочности (обычно около 70% от требуемой); благодаря сцеплению арматуры с бетоном уравновешивается действие взаимно противоположных усилий — растяжения в арматуре и сжатия в бетоне.
Натяжение арматуры можно производить также после затвердения бетона, в этом случае предварительное напряжение в арматуре фиксируется в процессе упругого обжатия бетона (с учетом этого обжатия).