Компьютерное оборудование

Компьютерное оборудование дешевеет чуть ли не ежемесячно, а стоимость программ, ориентированных на систему образования, при оптовой закупке вполне доступна любой школе. Многие кабельные и телефонные компании в Соединенных Штатах уже пообещали бесплатное (или по льготному тарифу) подключение школ и библиотек к сетям в зоне своего действия. Например, Pacific Bell объявила о своих намерениях предоставить всем школам в Калифорнии бесплатные услуги в ISDN-сети сроком на 1 год, а TCI и Viacom предлагают во всех обслуживаемых ими районах бесплатный доступ школ к кабельной сети.

Хотя школьный класс так и останется школьным классом, новая технология многое изменит в нем. На уроках будут практиковать мультимедийные презентации, домашние задания, помимо чтения учебников, включать просмотр электронных документов, а может быть, и что-то большее. Школьников станут поощрять к углубленному изучению наиболее интересных для них предметов, и определиться в своем выборе будет совсем несложно. Часть дня они проведут за персональным компьютером, исследуя информацию самостоятельно или группой. Накопившиеся мысли и вопросы они выскажут своему учителю, а тот решит, какие из них заслуживают внимания всего класса. Пока школьники сидят за компьютерами, учитель может спокойно поработать с отдельными учениками или с небольшими группами и вместо общей лекции сосредоточиться на решении конкретных проблем и задач.

Педагоги, как и многие специалисты, кроме всего прочего, в современной экономике выступают посредниками – посредниками между знаниями и учащимися. А значит, им тоже придется не раз приспосабливаться к изменяющимся условиям. Однако, в отличие от людей некоторых других профессий, они могут смотреть в будущее с безусловным оптимизмом. Когда очередное новшество повышает уровень жизни общества, обязательно возрастает спрос на учителей. И педагоги, способные принести в школьные классы творческий дух и энергию, всегда будут преуспевать. То же самое можно смело сказать и о преподавателях, умеющих находить общий язык с детьми и разговаривать с ними на равных, как со взрослыми, – дети ценят это.

Всех нас учили и хорошие, и плохие педагоги. В средней школе у меня был изумительный учитель химии, преподававший свой предмет невероятно интересно. Химия увлекала меня куда больше биологии. На уроках биологии мы препарировали лягушек – по сути, просто кромсали их на куски, – и учитель не объяснял нам, зачем мы это делаем. В то же время преподаватель химии очень прочувственно рассказывал о своем предмете и обещал, что знание химии поможет нам понять этот мир. Когда мне перевалило за двадцать, я прочел монографию Джеймса Д. Уотсона (James D. Watson) Molecular Biology of the Gene (Молекулярная биология гена) и только тогда осознал, насколько меня подвел школьный опыт изучения биологии. Изучение жизни – великая наука. Открытия в области биологии являются важнейшими для людей, и через несколько десятилетий они революционизируют медицину. Ведь человеческая ДНК подобна компьютерной программе, только бесконечно совершеннее. И теперь мне кажется просто удивительным, что благодаря одному, хорошему учителю я восхищался химией, а из-за другого, плохого – изнывал от тоски на уроках биологии.