Чем больше они зарабатывают

Чем больше они зарабатывают, тем выше налоговая ставка. Чтобы сэкономить деньги, они питаются в «McDonald’s» — и денежный поток течет в «McDonald’s». Они отдают распоряжение, чтобы вся их зарплата переводилась на банковский счет — и деньги текут в банк в виде оплаты услуг и комиссионных каждый раз, когда они пользуются банкоматом, чтобы получить свои же деньги. Люди покупают Машину — и деньги текут в автомобильную, кредитную, нефтедобывающую и страховую компании. Правительство, разумеется, тоже получает свою долю за выдачу родительского удостоверения. Люди покупают дом — и деньги текут в ипотечную и страховую компании, и также в фирмы, обеспечивающие их кабельным телевидением, водой, отоплением, электричеством. Правительство получает налог на недвижимость. Денежный поток, направленный на Уолл-стрит, не иссякает, так как люди вкладывают деньги в пенсионные программы инвестиционных фондов и при этом еще платят комиссионные. Потом наступает старость, и приходят болезни. Денежный поток направляется в дома престарелых.

А когда люди умирают, правительство взимает налог на наследство. У большинства людей вся жизнь проходит в безуспешных попытках хоть как-то укротить денежный поток, текущий из их кармана.

Девяносто процентов людей испытывают финансовые трудности только потому, что денежный поток направлен от них к кому-то другому — к тем самым 10 процентам, которые хорошо знакомы с правилами игры. Чем усерднее работают 90 процентов и чем больше они зарабатывают, тем активнее деньги текут в карманы 10 процентов.

Эта история в полной мере описывает жизнь моего бедного папы. Он работал в поте лица, непрестанно учился и повышал квалификацию. Он зарабатывал хорошие деньги и даже откладывал часть из них, но так и не научился контролировать исходящие денежные потоки. Потеряв работу и оказавшись не у дел, отец лишился входящего денежного потока, но исходящий-то никуда не делся. В результате он попал в бедственное финансовое положение.

Школа не учит детей контролировать денежные потоки. Да, там учат правилам обращения с деньгами, но они сводятся к тому, что деньги надо копить и хранить в банке или вкладывать их в инвестиционные фонды. Детям внушают, что их денежные потоки должны направляться к богатым людям.

Если бы я руководил системой образования, то в первую очередь научил бы школьников контролировать исходящие денежные потоки и создавать входящие. Эту концепцию я более полно постараюсь раскрыть в последующих главах.